Ребенок не хочет делать уроки. Что делать родителям?

Инна Воронова

uroki

Причины для отказа выполнять домашние задания у детей начальной, средней и старшей школы - разные. Потому что проблемы с домашним заданием и способы преодоления трудностей зависят от возраста ребенка и других нюансов. Рассмотрим 8 возрастных и личностных особенностей, влияющих на мотивацию ребенка делать уроки и способы решения проблем, возникающих с выполнением домашних заданий.

1. Проблема возникающая в начальной школе - это скорее всего, в трудностях с выполнением домашней работы. Необходимо помочь ребенку (родители, бабушки, старшие дети и т.д.)

В начальной школе дети не склонны к протестному поведению. Они хотят заслужить похвалу взрослых и готовы соблюдать правила. Если ребенок не делает домашнее задание в этом возрасте, скорее всего, он не справляется с учебой. Либо у него недостаточно развиты навыки самоорганизации, в итоге он не может делать уроки один и полностью самостоятельно. Что делать с ребенком, который не хочет делать уроки - вопрос непростой, а ответ зависит от особенностей школьника.

Задавайте вопросы, которые помогут понять, в чем проблема с домашним заданием:

  • Что тебе трудно сделать?
  • Что самое неприятное в домашке?
  • Что у тебя отлично получается, когда ты делаешь уроки?
  • Что бы тебе хотелось делать лучше?
  • Исходя из его ответов ведите дальнейший диалог.

Чтобы понять, как уговорить или как заинтересовать ребенка делать уроки, нужно выслушать его ответы и привести аргументы. Не просто “надо”, а “зачем”. Определите, какую поддержку вы можете оказать ребенку с каждым типом его затруднений. 

  • Если ребенку трудно сесть за уроки, обратитесь к советам предыдущего пункта.
  • Если у ребенка возникают проблемы в процессе выполнения домашнего задания, разберите типовые задачи или иные проблемы.
  • Если ребенку не хватает времени, и он устает, подумайте, как справиться с чрезмерной нагрузкой.
  • Если ребенок не видит смысла в домашке, поскольку понимает материал, поговорите с учителем. Возможно, он согласится на индивидуальный подход.
  • Если стоит вопрос, нужно ли заставлять ребенка переписывать домашнюю работу, когда он выполнил ее неаккуратно и с большим количеством исправлений, поговорите с ним о причине и следствии.
  • Если учитель снижает оценки за исправления и ребенок от этого страдает, переписывать придется.
  • Если ребенок готов смириться с плохой оценкой за исправления, а вы готовы его хвалить за то, что он все же завершил работу и исправил ошибки, оставьте как есть, чтобы у ребенка не снизилась мотивация делать уроки.

В любом случае, хвалите ребенка за его реальные успехи, отмечайте, что он старается.

2. Проблема, возникающая в средней школе - возникает чаще из-за смены приоритетов, большой социальной нагрузки и адаптационного кризиса. В этом возрасте со школьником нужно договариваться (но не «покупать», то есть без товаро-денежных отношений).

В этом возрасте дети активно общаются и пробуют новые роли. На практике получается, что ребенок дома - один, на кружке - другой, в школе - третий. Это тот возраст, когда родители нередко удивляются, когда им рассказывают о ребенке со стороны разные люди. К урокам в школе и домашней работе дети также начинают относиться более независимо. Они отказываются делать домашку и заниматься на уроках, чтобы проверить реакцию взрослых - посмотреть, что будет. Плюс дети вступают в предподростковый возраст, когда у них в целом начинаются проблемы с концентрацией внимания и усидчивостью.

Поговорите с ребенком о желаемой успеваемости. Как он себя чувствует, когда ему ставят два? Как он себя чувствует, когда об этом приходится сообщить вам? Обсудите возможности ребенка делать домашнюю работу хотя бы частично, чтобы избежать проблем в отношениях.

Проведите с ребенком эксперимент. Разрешите ему не делать домашнее задание в течение месяца и сравните оценки за самостоятельные и контрольные работы по всем предметам за два периода. Постройте наглядные графики и обсудите результат. Наглядность поможет ребенку понять, что по каким-то предметам ему стоит делать домашку, чтобы получать хорошие результаты на проверочных работах. А по каким-то можно и не делать.

Во втором случае имеет смысл проверить, соответствуют ли оценки по предмету действительности. Возможно, ребенок действительно усваивает материал на уроке. Но может, дело в учителе, которые не очень системно и строго проверяет знания. Поговорите с ребенком о том, что он учится не столько ради оценок, сколько ради знаний.

3. Когда ребенок становится подростком, нужно не заставлять его делать уроки, а направлять на поиски пути, как справляться с не самыми приятными рутинными обязанностями, которых ему еще немало встретиться в жизни, то есть это уже первоначальная модель «взрослой, самостоятельной жизни».

Довольно часто в этом возрасте дети тянут время и не могут сесть за домашнюю работу. При этом они активно общаются в соцсетях или смотрят видео с телефона. Так часто бывает, когда уроки кажутся скучными. Ребенок делает выбор в пользу более интересного и увлекательного занятия.

  • Посоветуйте ребенку использовать проблемы с домашней работой как челлендж или квест. Как бы он помог другому человеку, который не может сесть за уроки самостоятельно? Пусть придумает и попробует применить.
  • Введите в жизнь игровые методики. Например, отмечайте достижения ребенка при помощи стикеров, как в компьютерной игре.
  • Придумайте игрового персонажа, с которым себя ассоциирует ребенок.
  • Разработайте систему поощрений. Например, за домашку по русскому один смайлик. За дополнительную домашку, типа доклада, одно сердечко и т.п.
  • Сделайте лист, где у каждого предмета своя линия. Когда задание задано, ребенок рисует пустой кружочек, когда оно выполнено, вы клеите туда соответствующую наклейку. Задано, но не выполнено - нет наклейки.
  • В конце месяца или четверти посчитайте, какой процент прогресса набрал ребенок по итогу. Считайте усложненное задание типа “сердечко” за два - это честно, что ребенок может компенсировать недобранные баллы таким способом.
  • Наградите ребенка каким-нибудь призом по итогу. Точнее не его, а его героя, который так старался.

4. Когда же ребенок в выпускном классе подростки отказываются выполнять домашнюю работу по всем предметам, чтобы успевать готовиться к ЕГЭ или олимпиадам. И тут от родителей может потребоваться помощь по коммуникации со школой.

Если ребенок чем-то занят дополнительно: спортом, хобби, олимпиадным кружком - он может физически не успевать сделать всю домашнюю работу. В этом случае ваша задача - помочь ему выставить приоритеты.

  • Позвольте ребенку иметь плохие оценки, если учитель так наказывает детей за несделанные уроки. Это поможет вам сформировать доверительные отношения с ребенком.
  • Опирайтесь не на количество двоек, которое некоторые учителя ставят за каждую несданную работу, а на качество домашней работы, которая действительно важна для ребенка. Например, это предмет для будущего поступления, и учитель дает разумную работу, которая интересна и полезна. Это приоритет №1.
  • Рассмотрите неинтересную, но полезную домашнюю работу. Например, отработку навыков решения типовых заданий к ОГЭ. Это приоритет № 2. 
  • Эти работы ребенок должен делать обязательно, а остальные - вариативно.
  • Если вы видите, что учитель заваливает детей домашкой, но это явно не сказывается на знаниях, потому что он все равно ничего не объясняет, попробуйте с ним пообщаться. Если учитель не пойдет вам навстречу - обратите внимание на то, что вас ставят в ситуацию, когда подростка приходится заставлять делать уроки ценой отношений в семье. Не давите на ребенка. Времени у него от этого не прибавится.

Через неделю мы продолжим разговор о трудностях с выполнением домашних заданий и путях их преодоления.


Инна Воронова - Президент регионального отделения МОО РПП в г. Мурманск, Председатель комитета по работе со СМИ МОО РПП