Неделю назад мы рассмотрели первые четыре причины, по которым дети в разном возрасте не хотят делать домашнее задание (см. газету за 28 ноября 2024 года). Рассмотрим еще четыре причины и способы выхода из сложностей с уроками.
5. Ребенок не хочет (не может) делать уроки один – в этом случае у него не развиты навыки самоорганизации. Для выполнения домашнего задания нужно хорошо понимать в какой последовательности что делать, как себя организовать. Это не так просто, как кажется, если раньше ребенку четко и понятно говорили, что и когда делать. Например, в детском саду детям всегда давали команду, когда начинать какое-то дело, как его делать, когда отложить и закончить.
- Сделайте с ребенком распорядок дня, но не распишите, а нарисуйте. Это серьезная работа - изобразить всю его неделю в виде красивой и понятной таблицы, где на каждый час его активности есть своя ячейка, - и так на все пять рабочих дней.
- Придумайте символы: вот это значит, что он в школе, вот это - переодевается из формы в домашнюю одежду.
- Дальше четко и понятно обозначьте, в какое время он делает домашнюю работу. Нарисуйте стол, необходимые письменные принадлежности, которые он должен достать перед работой.
- Обязательно нарисуйте стрелочные часы, которые показывают время начала и время окончания каждого этапа. Закрашивайте промежуток времени на циферблате, который нужен ребенку для того, чтобы сделать уроки по каждому из предметов.
- Поставьте ребенку на стол стрелочные часы, чтобы он мог следить за временем.
- Не забудьте соблюдать пропорции: каждый час должен быть одинаковым в визуальном отображении.
- Закрашивайте ячейки одним цветом, когда это один и тот же тип работы. Например, все школьные часы - синие, время на то, чтобы сделать домашнее задание - желтое и т.п.
- У вас получится очень красивая таблица, в которую останется вписать названия предметов, по которым ребенок делает уроки в конкретный день.
6. Бывает, что ребенок истерит и совсем не хочет делать уроки - такое происходит, когда ребенок в целом беспокойный, а домашнее задание требует от него волевых усилий и сосредоточенности. Также играет роль оценка. Если ребенок не уверен в том, что справится, он начинает беспокоиться заранее и не может сам себя успокоить.
Возбудимым детям нужно давать возможность выплеснуть энергию и выполнять домашнее задание маленькими порциями, а между ними позволять активно двигаться. Также таким детям нужно разрешать делать домашнее задание в движении, если его нужно обдумать или не нужно писать. Ходить и лежать с книгой, одновременно стуча ногой по мячику и издавая звуки, совершенно нормально для возбудимого ребенка.
- Объясните ребенку, что время, когда нужно начать делать уроки, смещать нельзя.
- Установите ему три звонка, как в театре, при помощи электронного устройства, например мобильного телефона.
- Дальше установите распорядок 15 мин. работы, 5 мин. перерыв. Сделайте 6-7 подходов к работе в зависимости от объема домашнего задания.
- Во время перерыва позволяйте ребенку кривляться, залезать под стол, качаться на игровом комплексе.
- Заведите фит-бол - такой огромный мяч с рожками, на котором ребенок в перерывах может лежать - это помогает возбудимым детям передохнуть.
- Обязательно хвалите ребенка, когда он справился с несколькими этапами и выполнил хотя бы часть домашки.
- Не ругайте, когда ребенок срывается. Ему сложно приучить себя делать домашку.
- Обнимайте ребенка и старайтесь выйти на прогулку после того, как он выучил уроки. Приучить ребенка выполнять домашнее задание можно постепенно и с учетом особенностей его психики и физиологии.
7. Бывает, что ребенок делает уроки ночью. Часто подростки не садятся за домашку в течение дня, а потом в ночи что-то пишут и утром еле могут проснуться. Обычно так сказывается нежелание садиться за уроки, которое может быть вызвано как сложностью, так и скучностью домашки. В любом случае, это негативная ситуация, которая вредит концентрации и успеваемости подростка.
- Снизьте общую стрессовую нагрузку на ребенка. Сложность приложить волевое усилие в течение дня и вечером может быть обусловлена или усугубляться от домашних конфликтов.
- Скажите ребенку, что сон - это здоровье, и оно важней любых оценок.
- Договоритесь, что у него есть два часа в день, когда домашку делать можно. В остальное время - нельзя. Понятно, что успеваемость от такого решения резко снизится, но такой шаг поможет вам наладить отношения с подростком и защитить его от перегрузки из-за недосыпа.
- Если в процессе эксперимента выяснится, что ребенок плохо засыпает, решайте эту проблему с помощью хорошего врача-терапевта. Не исключено, что ребенку уже необходим комплекс витаминов для поддержания работоспособности.
- Помните, что ребенку потребуется много сил и здоровья для того, чтобы справиться с нагрузками в 11 классе. Это главный приоритет, когда мы хотим, чтобы ребенок стал успешен, смог спокойно выбрать направление для поступления в вуз и работать усиленно.
8. Подросток не делает уроки в 11 классе, а это то самое время, когда родители должны беречь ребенка, чтобы он дошел до ЕГЭ и вышел с него живым и без психологических травм. К сожалению, не все школьные учителя считают так же и задают домашнюю работу по своим предметам, даже если ребенок не сдает по ним ЕГЭ. Разумеется, подросток не хочет делать уроки, которые его отвлекают от подготовки к экзаменам. Самое время поддержать ребенка и защитить его от чрезмерных нагрузок.
- Разрешите ребенку брать свободные дни от школы и обеспечьте процесс со стороны родителя. Заранее пишите записку учителя по семейным обстоятельствам на день-другой.
- Четко обговорите с ребенком приоритеты. На первом месте домашнее задание с курсов или от репетитора, которые готовят к ЕГЭ, а потом, если останутся силы, - все остальное.
- Если ребенку угрожают неаттестацией, недопуском до ЕГЭ, помните, что школа в реальности на такое не пойдет, поскольку ее же за это и накажут. Не нужно конфликтовать со школой открыто. Если учитель по непрофильному предмету объявляет, что у ребенка нет оценок, поэтому он его не может аттестовать, просто спокойно потребуйте список домашней работы, за которые эти три оценки за полугодие можно получить. Настаивайте на том, чтобы это были именно домашние работы и просто помогите ребенку их сделать. В этой ситуации очевидно, что учитель подходит к старшекласснику формально - ну, а он имеет право формально делать домашнюю работу.
- Не переживайте и по поводу золотой медали. Поговорите с классным руководителем и просто скажите, что если учитель по ненужному предмету будет продолжать давление на ребенка, ребенок сорвется, плохо сдаст ЕГЭ и не получит школа своего медалиста. Пусть решает вопрос с предметником.
- В острой конфликтной ситуации запишитесь на встречу с директором и упирайте на тему тяжелого стресса у ребенка. Сейчас школы очень боятся возможных негативных последствий, поэтому директор поговорит с учителем, даже если вам он будет говорить, что всецело на стороне педагога.
В выпускном классе крайне важно поддерживать ребенка и иногда защищать от школы. И это главное, чем вы можете помочь своему выпускнику, который не хочет делать уроки по школе.
Подводим итог:
Почему же ребенок не хочет делать уроки: причины для всех возрастов:
- Ребенок не понимает предмет.
- Конфликт с учителем-предметником.
- Ребенку не подходят требования учителя или методика.
- У ребенка накопились пробелы в знаниях.
- Предэкзаменационный класс - особая история.
- Ребенок ленится
- Боязнь неудачи
- Страх перед родительским осуждением и разочарованием.
- Отсутствие любви и поддержки
Как добиться, чтобы ребенок делал домашнее задание без лишних нервов и конфликтов
- Домашнее задание по типу отработки пройденного материала поможет не тратить время на обдумывание простых заданий на экзамене.
- Если в задании требуется прочесть текст и ответить на вопросы, ребенок научится выделять главное и второстепенное и искать нужную информацию. Это необходимо всем, кто хочет получить высшее образование и сдать профильный ЕГЭ.
- А что же делать, если домашняя работа кажется бессмысленной? Подойдите к вопросу креативно - такой опыт не раз пригодится ребенку в будущем.
- Попробуйте поделить домашнее задание по трем приоритетам: обязательно сделать, сделать по возможности, можно не делать. Это не безответственность, а подготовка к жизненным реалиям. Мы в жизни всегда так сортируем задачи, даже если не задумываемся об этом. Настаивать на том, что всю домашку нужно делать всегда, - это подорвать доверие ребенка к вам, если ее объем действительно велик.
- В бессмысленной проектной работе или докладе нужно самому придумать, чему бы интересному можно научиться в процессе. В будущем такой подход поможет выжимать максимум пользы из рутинных задач.
- Однотипные задачи можно превращать в увлекательные. Хотя бы и придумывая параллельно истории про бассейны, из которых течет вода. Это одна из техник развития креативного мышления.
- Делайте акцент на том, что вам дорог ребенок и отношения с ним, а не мнение учителя и не отметки в электронном дневнике. Обсудите чувства ребенка, которому также нелегко в этой ситуации, даже если он делает вид, что ему плевать. На ваше отношение к нему ему точно не наплевать - поддержите его и ищите выход из проблемной ситуации вместе.
- В целом, очень важно не драматизировать ситуацию и не придавать домашнему заданию статус главного дела в жизни ребенка. Отношения, его развития, его увлечения - не менее важные вещи. Разберитесь, почему ребенок не хочет делать уроки, посмотрите на вещи с точки зрения дальнейших перспектив и выберите те стратегии, которые работают не на текущие оценки или похвалу учителя, а на будущее вашего ребенка.
Инна Воронова - Президент регионального отделения МОО РПП в г. Мурманск, Председатель комитета по работе со СМИ МОО РПП