Что такое детские истерики и как с ними справляться?

Любовь Сергеева

isteriki

В нашем обществе часто существует стереотип о том, что «хороший» ребёнок - это послушный ребёнок. Это восприятие укоренилось в воспитательных традициях и образовательных системах, где акцент делается на соблюдение правил, порядок и дисциплину. В результате многие дети с раннего возраста сталкиваются с ожиданиями, которые могут не соответствовать их естественным наклонностям и интересам.

Детский сад, школа и различные кружки - это места, где педагоги и воспитатели ставят перед собой задачи не только по обучению, но и по созданию удобной атмосферы для всей группы. Разумеется, в таких условиях послушание воспринимается как качество, позволяющее детям вписываться в систему. Однако подобный подход может игнорировать уникальность каждого ребёнка, его способности к творчеству, самовыражению и свободе выбора.

Родителям также часто нужно балансировать между желанием вырастить самостоятельного и уверенного в себе человека и необходимостью соответствовать ожиданиям социальных норм. Это может вызывать у них внутренний конфликт, когда они понимают, что их ребёнок уникален и нуждается в поддержке для развития своей индивидуальности, но сталкиваются с давлением окружающей среды.

В итоге, такое давление может привести к тому, что родители начинают подавлять собственные инстинкты и предпочтения ради соответствия стандартам, которые часто бывают слишком жёсткими. И они, как правило, начинают подавлять в детях ту природную индивидуальность.

Дети, в свою очередь могут не сразу подчиняться этому давлению, а проявлять протест разными способами эмоционального выражения.

Рассмотрим развитие ребёнка в первый год жизни, который действительно является уникальным и важным этапом. В этот период происходит невероятное количество изменений как в физическом, так и в психоэмоциональном плане. Каждый новый день приносит с собой открытия и достижения, которыми удивляет малыш. Восприятие ребёнком мира формируется через взаимодействие с окружающими, и эти взаимодействия закладывают основу для его будущих социальных навыков и эмоционального интеллекта.

По мере того, как малыш развивается, его потребности в общении и контакте с окружающими становятся все более явными. Эмоциональный контакт с родителями и другими близкими становится важнейшим элементом его роста. Сначала это проявляется в простых реакциях на внимание и ласку взрослых, а затем развивается в более сложные формы взаимодействия, включая мимику и жесты. Малыш начинает осознавать, что его действия имеют последствия, и он может вызвать определённые эмоции у своих близких.

Особая форма эмоционального выражения может быть такая, как детские истерики. Ребёнок протестует, капризничает, ведёт себя импульсивно, потому что он не умеет по-другому.

Истерики у детей - это довольно сложная тема, и причины могут быть разнообразными и переплетаться между собой. Не существует одной единственной причины. Обычно это сочетание нескольких факторов, зависящих от возраста ребёнка, его развития и окружающих условий. Вот некоторые из наиболее распространённых:

  • Недостаток словарного запаса и коммуникативных навыков: маленькие дети часто ещё не умеют выразить свои чувства и потребности словами. Истерика становится единственным способом сообщить о том, что им что-то не нравится или им что-то нужно.
  • Физиологические причины: усталость, голод, жажда, недомогание, дискомфорт (например, слишком жаркая одежда, мокрый памперс) могут вызывать раздражительность и провоцировать истерики.
  • Эмоциональное перенасыщение: чрезмерная стимуляция - шумные места, много людей, яркий свет - может перегрузить нервную систему ребёнка и привести к вспышке гнева.
  • Требование внимания: иногда истерика - это способ привлечь к себе внимание, особенно если ребёнок чувствует себя недостаточно любимым или не получает достаточного взаимодействия с родителями.
  • Проверка границ: дети часто испытывают границы дозволенного, проверяя, насколько далеко они могут зайти, прежде чем получат негативную реакцию. Истерика может быть одним из способов такой проверки.
  • Несоответствие ожиданий: если родители ожидают от ребёнка большего, чем он способен дать на данный момент, это может стать источником стресса и привести к истерикам.
  • Развития эмоционального интеллекта: умение регулировать свои эмоции - это навык, который развивается постепенно. Маленькие дети ещё не умеют эффективно справляться со своими чувствами, поэтому истерики являются нормальной частью развития.
  • Наследственность: темперамент ребёнка во многом определяется генетически. Некоторые дети от природы более склонны к вспышкам гнева, чем другие.

Важно понимать, что истерики - это нормальная часть развития ребёнка, особенно в возрасте от 1 до 4 лет. Однако, если истерики частые, очень интенсивные или длятся долго, стоит обратиться к специалисту (педиатру, психологу). Возможно, необходима помощь в развитии коммуникативных навыков ребёнка, корректировка воспитательных методов или диагностика возможных проблем со здоровьем.

Тем не менее, истерики - это не только признак проблем в поведении. Это своего рода сигнал, показывающий, что ребёнку нужна поддержка или внимание. Каждый случай истерики уникален и требует индивидуального подхода. Родители должны помнить, что их задача не просто остановить проявление эмоций, но и попытаться понять их причину. Тут важно проявить терпение и внимательность, ведь именно так можно помочь ребёнку разобраться в своих чувствах и научить его более конструктивным способам самовыражения.

Существует множество стратегий, которые могут помочь родителям справиться с истериками. Одна из них заключается в том, чтобы оставаться спокойным. Эмоции взрослых могут оказывать большое влияние на детей, и если родители начнут нервничать или злиться, это может только ухудшить ситуацию. Важно помнить, что в момент истерики ребёнку может понадобиться пространство для выплеска своих эмоций. Иногда достаточно просто быть рядом, выражая поддержку через спокойствие и уверенность.

Также эффективным подходом является создание предсказуемой среды. Дети меньше подвержены истерикам, когда знают, что происходит. Рутина помогает им чувствовать себя в безопасности и контролировать свои эмоции. Кроме того, родителям стоит обучать детей простым методам саморегуляции, таким как глубокое дыхание или использование слов для описания своих чувств. Это не только помогает в конкретный момент, но и закладывает базу для эмоционального интеллекта на будущее.

Нельзя забывать и о важности родительского примера. Дети учатся, наблюдая за взрослыми. Если родители показывают, как справляться с трудными эмоциями, например, через обсуждение своих переживаний или использование здоровых методов снятия стресса, это может стать ценным уроком для ребёнка.

В итоге, истерики - это неотъемлемая часть детского роста, которая открывает множество возможностей для обучения и развития как детей, так и родителей. Подходя к этому явлению с пониманием и заботой, взрослые могут не только помочь своим детям лучше осознавать и управлять своими эмоциями, но и укрепить связь в семье.

Каждый момент кризиса может стать шагом навстречу взаимопониманию и развитию, как для детей, так и для их родителей.


mihaylova small

Любовь Сергеева - практический, клинический психолог. Пришла в психологию, чтобы решить личные проблемы и, познав, как меняется жизнь, изменив отношение к себе - осталась в профессии и готова делиться опытом и знаниями для улучшения качества вашей жизни. Являюсь действительным членом и волонтёром Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги (ОППЛ)