Применение техник НЛП при экспресс консультировании в ЧС

Елена Ильиных

g liniya

Аннотация. В докладе рассмотрены вопросы профессиональной психологической помощи в ЧС. Автор рассматривает понятие экстренной психологической помощи, проблемы, с которыми сталкиваются психологи при работе в ЧС, факторы, которые необходимо учитывать специалисту при оказании экстренной психологической помощи в ЧС. Особое внимание уделяется выбору профессиональных методов экстренной психологической помощи, соответствующих требованиям ситуации и краткосрочных техник, приводятся примеры применения техник НЛП при экспресс консультировании в ЧС.

Психологи сталкиваются с целым спектром проблем, возникающих в условиях ЧС: необходимо обладать знаниями об особенностях преодоления стрессовых ситуаций в экстремальных условиях, уметь справляться с собственными эмоциональными состояниями, ориентироваться с быстроизменяющейся обстановке, владеть техниками краткосрочной помощи и обладать навыками выстраивания коммуникации с людьми различных возрастных групп и социального статуса (часто приходится иметь дело с людьми, которые никогда не были на приеме у психолога и вообще не представляют, чем он может им помочь, либо имеют завышенные требования к специалисту) .

Попробуем разобраться, в чём именно заключается психологическая помощь при ЧС. Под экстренной психологической помощью многими исследователями этой темы понимается система краткосрочных мероприятий, направленных на регуляцию актуального психологического, психофизиологического состояния и негативных эмоциональных переживаний человека или группы людей, пострадавших в результате кризисного или чрезвычайного события при помощи профессиональных методов, соответствующих требованиям ситуации.[1]

Кроме вышесказанного, оказание экстренной психологической помощи в ЧС осложняют негативные факторы.[2] Ю.С. Шойгу выделяет следующие факторы, которые необходимо учитывать специалисту:

  1. Наличие психотравмирующего события. (Оказание экстренной психологической помощи происходит после события, имеющего сильнейшее воздействие на эмоциональную, когнитивную, личностную сферы человека.
  2. Фактор времени - экстренная психологическая помощь всегда оказывается в сжатые сроки.
  3. Непривычные для работы специалиста психолога условия (нет или недостаточно отдельных помещений для работы, плохие бытовые условия и т.д.).
  4. Сконцентрированность в одном месте большого числа людей, нуждающихся в психологической помощи.

Таким образом, экстренная помощь специалиста-психолога - это краткосрочная помощь после сильного негативного стрессогенного воздействия[3].

Для специалиста, работающего в условиях ЧС, актуален вопрос выбора профессиональных методов, соответствующих требованиям ситуации и краткосрочных техник. При этом набор методов и технологий должен быть настолько разнообразным, чтобы психолог мог применять их с учетом ситуации, личности пострадавшего и негативных окружающих факторов.

Остановимся подробнее на НЛП-технологиях при экспресс консультировании в ЧС. В практической деятельности мною применяются техники, которые, на мой взгляд, ввиду своей универсальности, могут использоваться при работе с любым клиентом: 

  • «Состояние личной силы» - специалисту необходимо настроиться на работу: расфокусировать взгляд, почувствовать опору под ногами, свое дыхание, тело…
  • «Калибровка и установление раппорта». Следует отметить, что если удается откалибровать пострадавшего, установить с ним рапорт, «переключить на себя» – это уже само по себе имеет терапевтический эффект. Человек успокаивается, осознает присутствие специалиста рядом и может проанализировать ситуацию. (Да, случилось травматическое событие, это действительно неприятно, но он жив, многие вопросы возможно решать постепенно…)

Пример: Произошла авария, у женщины погиб ребенок, она сидит на траве в оцепенении, ничего не видит и не реагирует на внешние раздражители. Прибыв на место происшествия, ориентируюсь в ситуации, настраиваюсь на «Состояние личной силы», беру бутылочку с водой, медленно подхожу, присаживаюсь рядом. Устанавливаю Раппорт. Сидим некоторое время. Женщина начинает рвать траву и рыдать. Аккуратно глажу по спине, протягиваю воду – делает несколько глотков. Сидит молча, но уже осознавая мое присутствие. Смотрит в глаза, начинает говорить – спутанно, отрицание: - «этого не может быть»!  Соглашаюсь, что это ужасно. Начинает задыхаться, брызгаю ей в лицо водой – приходит в себя и начинает плакать: «помогите»! Отмечаю свое присутствие: «Я побуду с вами». Чуть позже: «Вы можете подняться? Смотрите, там подъезжает машина скорой помощи – давайте пойдем к ней, Вам помогут. Возьмите меня под руку, я буду рядом». Медленно поднимается, и мы перемещаемся к подъезжающей машине скорой помощи. Женщина уже может идти и готова принять помощь.

  • «Мета-модельные вопросы» - грамотно выстроенный диалог, правильно заданные вопросы специалиста помогают пострадавшему выйти из состояния «замирания», «гнева» и т.п.
  • «Подстройка к будущему» - если психолог располагает временем, желательно закончить сессию «просматриванием» новой модели поведения в будущих ситуациях.

Пример: на горячую линию звонит женщина, кричит, что она задыхается и сейчас умрёт. Использую дыхательные техники, калибрую, «присутствую». Когда она успокаивается, спрашиваю: «Что недавно произошло, что могло вызвать такую реакцию»? Выясняется, что муж упал в ванной, его увезла скорая помощь. В процессе беседы проясняю, что она испугалась смерти мужа. Спрашиваю: «Что Вы сделали, чтобы узнать, что с мужем?». Понимаю, что ничего сделано не было. Спрашиваю, если бы подобное случилось с кем-то из знакомых или как будто Вы видите это в кино, сидя в зрительном зале на первом ряду, то что бы надо было сделать?» Получаю ответ, что нужно позвонить в больницу и выяснить, что с мужем. Предлагаю сделать это. Соглашается. Звоню в больницу и проясняю ситуацию о состоянии её мужа. Понимаем, что он под наблюдением медиков в палате интенсивной терапии. Калибрую состояние клиентки – тревожность всё ещё на высоком уровне.  Выясняю вторичную выгоду – очень боится остаться одна. Утилизирую вторичную выгоду. Калибрую состояние клиентки и провожу подстройку под будущее: «Что Вы сделаете, когда мы закончим разговор?» Отвечает, что выпьет чай и ляжет спать. Поддерживаю: «Правильно, очень хорошо. Чай Вас успокоит, снимет напряжение, Вы расслабитесь и спокойно уснёте (последнее выделяю голосом). И это поможет Вам проснуться утром полной сил, уравновешенной и уверенной» (последнее выделяю голосом).

Калибрую – женщина успокаивается: голос становиться ровным, уверенным, дыхание размеренное, высказывания логичными. «Что Вы будете делать утром?» - спрашиваю будничным голосом и получаю рациональный ответ о планах по посещению мужа в больнице, сборе для него необходимых вещей, беседе с лечащим врачом и т.п.».

Поддерживаю: «Правильно, очень хорошо». Использую фразу клиентки о том, что она хорошая жена: «Хорошие жёны обычно заботятся о муже. Возможно, он захочет чего-нибудь вкусного (переключаю внимание). Вы, скорее всего, знаете, что он любит, и приготовите для него завтра». В ответ слышу слова благодарности и удивление, как такие простые вещи не пришли ей в голову раньше.

Таким образом, техники НЛП могут быть применены в консультировании на Горячей линии экстренной психологической помощи, в ситуациях ЧС. Они универсальны, краткосрочны, легко сочетаются с другими техниками и приемами кризисной терапии, не нуждаются в дополнительном материально - техническом оснащении и имеют выраженный терапевтический эффект.


[1] Электронный журнал «Психологическая наука и образование» 2010, №5 www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 /

[2] Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. – 319 с. http://psi.mchs.gov.ru/upload/userfiles/file/books/psihologija_ekstremalnyh_situatsij.pdf )

[3] Оказание психологической помощи людям, попавшим в чрезвычайные ситуации. Ахмадуллина Э.А., Абитов И.Р.// «Медицина чрезвычайных ситуаций, Том 2., Глава 7., с. 693-706»


petrenko small

Елена Ильиных - педагог-психолог Высшей категории, кризисный психолог, НЛП практик, психолог-волонтер ГЛ, экспертный член МО РПП, медиатор, г. Краснодар