Иногда пациенты ждут немедленных результатов от психотерапии, особенно часто это бывает при фобических неврозах, причём многолетних, застарелых. А надо сказать, что именно фобические неврозы труднее поддаются лечению, чем банальная неврастения, то есть истощение нервной системы.
За страхом пациента часто скрывается вторичная выгода либо самого пациента, либо его семьи. Так в одном из случаев, когда у жены стали проходить страхи, и она почувствовала себя свободнее в своих действиях, муж стал ревновать её, обижаться и отрицательно влиять на её ещё не окрепшее настроение.
Если отстраниться от ситуации, то всё понятно. Пока жена нуждалась в сопровождении мужа, последние два года, он был спокоен, что «она без него никуда». Так в семье сформировались новые равновесные отношения.
И вот в психотерапии улучшение состояния пациентки! Но семейная система не готова к этому. И что же?
Сначала фобический синдром даёт рецидив, то есть обостряется, и на этом фоне прекращается психотерапия по инициативе больного. Как жаль!
Ничего не поделаешь, мои коллеги тоже знакомы с подобными случаями. Семья дозревает. Но уже то, что получено за 5 встреч с психотерапевтом не пройдёт для пациентки даром. Пища для размышлений получена.
Неверие в выздоровление чаще встречается у пациентов со страхами. Понятно, что многие приходят к психотерапевту после множества обследований и консультаций других специалистов, и удрученно говорят: «Я прошёл всё, что мог, но у меня ничего не нашли». «И это замечательно!» - говорю я: «Следовательно у вас нарушения функционального характера, то есть «на нервной почве», а значит они устранимы.
«А вы даете гарантию?» - спрашивают у меня. «Даю на 50 процентов, а остальные 50 зависят от вас, насколько вы хотите своего выздоровления».
Пациент с фобическим неврозом, особенно в начале лечения напоминает мне старика склеротика из анекдота: «Я пришёл исполнить супружеский долг. Ах я у вас уже был, простите запамятовал».
Первые пять сеансов (плюс, минус два), пациент приходит на приём грустный с вопросом: «А мне правда поможет?» За время часовой консультации настроение человека меняется, уходит вдохновлённый. На следующий день всё как в первый раз: «Да мне лучше, но всё же был страх, хоть и недолго. А мне действительно поможет?» И в очередной раз «Страх прошёл, а вдруг он вернётся?» На этот вопрос я отвечаю: «Вы можете повторно заболеть гриппом, но зная, как правильно лечиться, вы быстрее поправитесь».
Эти пациенты обладают особенно тонкой, неустойчивой, сомневающейся натурой, которая нуждается в поддержке и одобрении. И если это есть со стороны семьи, то выздоровление идёт быстрее. Если нет, то может тормозиться самим пациентом, а иногда и близкими, которые говорят: «Тебе ничего не поможет!» Это установки, мешающие выздоровлению, и их надо менять.
Татьяна Василец - врач психотерапевт высшей категории, Директор Центра «Вдохновение», Анапа