Детские травмы и защитные «маски» по Лиз Бурбо и их лингвистические проявление. Часть 4

Инна Силенок

liz burbo

Лиз бурбо

Продолжим разговор о детских травмах и защитных масках в классификации Лиз Бурбо и их лингвистических проявлениях. Начало читайте Часть 1, Часть 2, Часть 3

Пятая маска - маска ригидности, защищающая людей от травмы несправедливости, формируется у ребенка позже других масок - в возрасте от четырех до шести лет и вызвана тем, что родитель того же пола, что и ребенок ведет себя холодно и не выражает свои чувства. В этот период формируется индивидуальность ребенка, и он ощущает как несправедливость то, что не может быть целостным и неприкосновенным, не может самовыразиться и быть самим собой. Это происходит, когда родитель властный, постоянно делает замечания, строг и нетерпим к ребенку. Ригидные люди так же чувствительны, как и другие люди, но они запрещают себе осознавать свои чувства и показывать их другим. Типичная поза для них – это руки, скрещенные на груди. Они часто испытывают зависть к тем, кто меньше заслуживает, а получает больше. Бывают излишне оптимистичными и не любят обращаться за помощью. 

Лиз Бурбо описывает телосложение человека с маской ригидности как «пропорциональное, плечи прямые и по ширине одинаковы с бедрами. Ригидный тоже может набирать вес с годами, но тело его остается пропорциональным. Ригидный больше, чем кто-либо, боится увеличения веса. Он пойдет на все, лишь бы не потолстеть. Не любит он и большого живота; стоя, всегда старается втянуть свой живот. Ригидная женщина склонна считать, что женщина без живота не совсем естественна. Женское тело должно отличаться округлостями, в противном случае оно не женственно. Ригидные — и мужчины, и женщины — часто отличаются красивыми округлыми ягодицами. Для женщин характерен маленький рост. Все ригидные любят обтягивающую в талии одежду или тесные пояса. Им кажется, что, обтягивая, зажимая свою талию (область солнечного сплетения, то есть эмоций), они будут меньше чувствовать. Характер у них живой, движения динамичны. В то же время эти движения несколько ригидны, недостаточно гибки и выдают определенную замкнутость, закрытость: ригидная личность, например, неохотно отводит руки от корпуса. Типичными чертами ригидных являются чистая кожа и ясный, живой взгляд; челюсти обычно сжаты, несколько жесткая шея гордо выпрямлена — иногда на ней видны напряженные сухожилия».

Для человека с травмой несправедливости важны пунктуальность, точность, он стремится к перфекционизму. Часто такие люди становятся трудоголиками, чтобы заслужить блага. Они постоянно стремятся убедиться в том, что заслужили то, что получают. Они не умеют расслабляться и отдыхать, не чувствуя себя при этом виноватыми. Они не могут позволить себе просто развлечься. Они должны быть полезными и извлекать пользу из своих занятий, о чем постоянно сообщают окружающим. Они вообще часто отчитываются кому-то о своей деятельности, хотя у них не просят отчета. Часто говорят слово «хорошо», много думают о добре и зле, правде и вымысле. В речи у ригидного человека много оценочных наречий. Он стремится скрыть волнение, боится ошибок, излишне требователен к себе. Если допускает ошибку, у него возникает стыд и могут быть проблемы с кожей.

maska rigidnosti

Маска ригидности

Самый большой страх для человека с защитной маской ригидности – это холодность. Он ее боится в других людях по отношению к себе и боится ее проявления у себя по отношению к другим людям. Он следит за тем, чтобы проявлять теплоту.

У людей с травмой несправедливости большие проблемы с позвоночником. Они часто жалуются на напряженность в верхней части спины и шее, на боль и искривление шеи, у них проявляется негибкость лодыжек, коленей, бедер, локтей, запястий, они любят хрустеть пальцами, стараясь таким образом улучшить их гибкость. Их часто беспокоит тендинит, бурсит, артрит. У них бывают спазмы и судороги, запоры и геморрои. У них бывают варикозы и проблемы с кровообращением. В тяжелых жизненных ситуациях страдают нервным истощением. У них страдает печень, они жалуются на бессонницу. Сделав серьезную ошибку, теряют зрение, у них появляются прыщи и псориаз. При этом болезни их беспокоят не настолько серьезно, чтобы обращаться к врачу. Они боятся зря обратиться к врачу, быть неэффективными, попусту потратить свое и чужое время.

В еде больше любит соль, чем сахар, любит «похрустеть», постоянно контролирует себя, чтобы не потолстеть. Еда - предмет контроля (что есть и сколько, может считать калории), стыдится, если теряет контроль в еде, начитает оправдываться, в том числе вслух перед собой.

При снятии травмы проговаривает слова «так всегда», «этого никогда не должно было быть», «очень сильно», «неправильно», «зря я это сделал», «это моя ошибка», «нельзя было».

У человека может быть несколько детских травм одновременно. Какая-то больше выражена, какая-то меньше выражена, и все эти травмы необходимо переработать. Они влияют на устойчивость к психотравмированию, когда человек попадает в угрожающую для него ситуацию, и формируют его отношение к потерям и обретениям, которые возникают у каждого человека в жизни. О потерях и обретениях и отношении к ним людей, в зависимости от полученных в детстве травм, я напишу через некоторое время.


demishonkova small

Инна Силенок - главный редактор, психолог, президент МОО РПП, член Союза писателей России, психотерапевт Европейского и Всемирного реестров, Мастер-тренер НЛП, эриксонианский гипнотерапевт, г. Краснодар. 

https://t.me/innasilenok1,

https://vk.com/id192743799,

https://ok.ru/profile/534683545213