Просто дождь...

Татьяна Веретинская

dozd slider

Для большинства людей дождь является обычным атмосферным явлением. Но для романтических натур – это одухотворенное действие. Для мудрецов, которые умеют сравнивать интересные факты о дожде - мозаика, из которой формируется картина мира.

В одном из романов британского писателя Дугласа Адамса (из серии «Руководство автостопом по галактике») есть герой, который классифицировал дождь, преследовавший его всю жизнь. Он записал 231 тип дождя в специальном буклете, перечислив их и рассмотрев самый отвратительный «апрельский затяжной, номер 33».

Ни номер 17 («грязный безумный барабанный бой»), ни номер 100 («раскрытая бездна небесная»), даже номера 87 и 88 («две немного разные версии яростного вертикального потока»). Сам он, судя по описанию, был не совсем позитивным человеком, немного мрачным, немного параноиком, немного одержимым, в общем, можно сказать, в полном смысле «дождливым».

adams

Дуглас Адамс

Об этимологии слова «дождь» существует много версий, но мне ближе и понятнее что слово «дождь» - это видоизмененное «даждь» (древнеславянское «дай»), обращение к самому могущественному божеству, Даждь богу, позже перекочевавшее в молитву «Отче наш». В древние времена люди зависели от погодных условий, поэтому это объяснение выглядит правдоподобно. Древние славяне произносили «дежчь», позднее стали говорить «дожж», «дожжик», «дозжик». Самый мелкий дождик славяне называли «ситничком». Это мягкий, легкий дождь. Ещё мельче величали «морось» или «бус». «Косохлестом» или «подстегаем» именовали косой дождь, а «гигер», «лепня», «хижа» - дождь со снегом. Мощное грозовое облако диаметром несколько километров содержит миллионы тонн воды и может устроить настоящий потоп.

В одном замечательном стихотворении Николая Заболоцкого есть такая строчка: "Поистине мир и велик, и чудесен". Стоит только представить состояние природы перед дождём: поднимается ветерок, тянет сыростью; в омрачённо-потемневшем небе клубятся серо-фиолетовые вороха туч, где-то в вышине змеями извиваются электрические разряды молний; словно перекатывая циклопические валуны, грохочет гром. Эти звуки доносятся вначале издалека, приближаются. «Гром гремит, путь воде готовит» - говорили в народе. И вдруг, расколов небесную твердь надвое, на землю обрушиваются потоки воды.

zabolotskiy

Николай Заболоцкий

Дождь - одно из вдохновляющих поэтов и писателей явлений окружающего нас мира. У К. Паустовского в «Книге о жизни…» читаем: «Далеко за парком возник широкий — во всю ширину земли — зловещий гул. Тетя Маруся не выдержала и ушла в дом. Гул приближался, будто на нас, все смывая, катился океан. Это шёл ветер. Потом всё завыло и засвистело. Заскрипели столетние липы. Жёлтая мгла помчалась над самой землёй. Посыпались стекла. Невиданный белый свет зажёгся в этой мгле, и раздался такой треск, будто дачу вбило в землю по самую крышу. По шумящим вершинам прокатился жёлтый огненный шар. Он трещал и дымился, а потом взорвался с сухим грохотом, как дальнобойный снаряд.

paustovskiy

Константин Паустовский

— Скорей бы дождь! — повторяла тётя Маруся. — Скорей бы дождь!

Наконец обрушился ливень.»

Образ дождя, представления о его роли и характере в художественном тексте у современных писателей отличаются от представителей прошлых веков в связи с тем, что изменилось мировоззрение и мироощущение людей. Издревле дождь содержит символику оплодотворяющего начала и относится к общему символу жизни и воды. Кроме того, он означает очищение. Дождь льётся с небес – отсюда его общность со светом. В мифах многих народов дождь считается символом «духовных воздействий» небес, нисходящих на землю. Авторы всегда рассматривали образ дождя разносторонне, раскрывая всю многогранность его поэтического содержания. Образ дождя издавна вдохновлял творческих людей разных эпох как источник раскрытия внутреннего мира человека. Роль этого образа неоднозначна: дождь «смывал несчастья», печальное состояние души сравнивали с плачущими ручьями дождя, можно даже «пролиться дождём» в душе любимого человека. У каждого дождя - свой характер, ведь в противоположность другим европейским языкам, у славян дождь всегда – личность, «он» - одушевлённая сила, по-разному проявляющая себя. В создании поэтического образа большую роль играют эпитеты. Вот какими художественно-выразительными средствами создавали образы дождя известные поэты:

dozd2

Дождь – это …

В. Набоков - «Зародыш, выкормленный тучей».

А. Майков - «…пляска ледяных громадин».

М. Цветаева - «Занавес чаще бус…».

С. Керсаков - «Хрустальная нить».

С. Черный - «…поливалкою колючей».

А. Платонов - «…космы нищей старухи».

Б. Пастернак - «…миллионами синих слез…».

Н. А. Некрасов - «…нити серые».

Н. Заболоцкий - «…тысячи нитей».

К. Чуковский - «То посыпался из облака виноград».

А. Бестужев-Марлинский - «Ток живой воды».

Вадим Шефнер - «…серебряные молоточки»

Словарь интересных авторских «находок»:

Николай Осеев: Лужи – это… - «…сырая гадюка».

В. В. Маяковский - 1. Всех пешеходов «морда дождя обсосала», 2. «Дождь обрыдал тротуары».

Вадим Левин - «Хлещет дождь по спинам луж».

Б. Пастернак - 1. «От стекол балконных, как с бедер и спин / Озябших купальниц, - ручьями испарина…», 2. «Дождь дороги заболотил».

В. Жуковский - «Дождём ожемчуженных ветках».

Вот несколько цитат великих прозаиков о дожде:

«Банда чёрных туч, пробравшаяся в город под покровом ночи, на рассвете разбрелась по горизонту, словно безработные приведения в ожидании, когда завершится день, и они смогут приступить к своим проделкам» (Кен Кизи, «Порою блажь великая»).

kizi

Кен Кизи

«Ни окрестных полей, ни неба уже давно не было видно за этим потопом, пахнущим огуречной свежестью и фосфором; перед глазами то и дело, точно знамение конца мира, ослепляющим рубиновым огнём извилисто жгла сверху вниз по великой стене туч резкая, ветвистая молния, а над головой с треском летел шипящий хвост, разрывавшийся вслед затем необыкновенными по своей сокрушающей силе ударами». (Иван Бунин, «Степа»).

bunin

Иван Бунин

"Дождь лил четыре года одиннадцать месяцев и два дня… Воздух был настолько пропитан влагой, что рыбы могли бы проникнуть в дом через открытую дверь, проплыть по комнатам и выплыть из окон" ("Сто лет одиночества", Габриэль Гарсиа Маркес).

А Пауло Коэльо писал, что «души людские, как реки и растения, тоже нуждаются в дожде. Особом дожде – надежде, вере и смысле жизни».

Я хочу, чтобы читатели нашей психологической газеты помнили: «У природы нет плохой погоды!» и дождь надо принимать с благодарностью, ведь это явление данной Всевышним жизни.


petrenko small

Татьяна Веретинская, г. Краснодар