Демон несправедливости

Ирина Чеглова

more

Как и прочие представители «семейства демонообразных» демон несправедливости являет собой переживание мощное, взрывное и не особенно управляемое. Оно поднимается из самых глубин естества подобно гигантской волне при обрушении берегового горного кряжа, разрыве глубоководной бомбы или донном землетрясении на разломах тектонических плит.

Так ощущается действие внешней силы, разрушающей твой мир.

И стремительный мощный подъем внутренней энергии как реакция на разрушение.

Не исключаю поэтому, что демон несправедливости – родоначальник всего семейства демонообразных.

Поскольку представление о несправедливости происходящего обнаруживается в любом сверхпереживании неудачи. По сути, и порождая это самое «сверх».

То есть: меня предали. И это несправедливо.

Я потерпела поражение. И это несправедливо.

Я не могу реализовать свое намерение. И это несправедливо.

А раз несправедливо, то волей-неволей возникает вопрос – как вообще такое возможно? Как, трам-тарарам, устроен этот мир???

Может быть, в силу исключительной глубины и универсальности подобных переживаний понятие справедливости как основы мироустройства стало краеугольным камнем европейской культуры, укорененной в цивилизациях Греции и Рима.

Греки, на мой взгляд, выразили это представление наиболее красочно, ощутимо и полно. В образе богини Фемиды (ТемИс) – титаниды, дочери Земли Геи и неба – Урана. Второй супруги Зевса.

Смотрите, какие мощные смыслы.

Земля – материя, сущее.

Небо – законы и время.

Зевс – повелитель богов и людей. Гарант, одним словом.

Значит, справедливость – это принцип мироустройства как становления и движения природы и общества во времени по определенным принципам или законам. Греки выразили это в родственных связях и функциях Темис.

Ее старшие дочери от союза с Зевсом – оры – проявляют идеалы общественного устройства: Благозаконие, Правду и Мир. Младшие дочери – мойры Пряха, Судьба и Неотвратимая – обозначают линейное, векторное время человеческой судьбы, упакованное в циклы, образуемые оборотами их небесных веретен.

Устанавливала Темис и циклическое время природы – в ее ведении находились времена и сезоны года.

Темис обладала даром предвидения. Да еще и получила Дельфийский оракул в дар от матери-Геи. И это мне представляется особенно важным символом.

Темис изображалась греками с открытым взором, с весами и рогом изобилия. Может быть, это означало, что для греков справедливость как принцип мироустройства выражалась в ясности и точности восприятия реальности, что делает возможным изобилие земных благ.

Римляне резко сменили акценты. В основе их цивилизации лежит концепция права как договора сильных. И справедливости как правосудия.  В образе богини правосудия Юстиции они сделали акцент на беспристрастности как принципе права и силе как его источнике. Причем весы, обозначающие точность, присутствуют и у нее. Только Темис отмеривала ими земные блага, а Юстиция – ответственность за нарушения.

femida ustitsiya

Я вижу в этом следующие принципы.

  1. Зрячая, даже провидящая ясность всеобщей связи элементов мироздания у греков. В эту связность вписан каждый человек и общество в целом.
  2. Право как договоренность сильных у римлян. Dura lex sed lex (закон суров, но это закон).

Демон несправедливости своей стихийной мощью сметает и сминает культурные пласты сознания. Уничтожая точность восприятия и ясность мысли. И через это лишая человека чувствительности и силы одновременно.

Почему же несправедливость вызывает настолько мощные реакции?

Потому что она предполагает исключение человека либо из мироустройства – по-гречески. Либо ставит его вне закона. Вне договоренности сильных. Как бы исключает его из числа людей.

Давайте сравним несправедливость и предательство. Для того, чтобы человека предать, нужно его сперва очень хорошо разглядеть и прочувствовать.

Найти уязвимость. Скомпенсировать ее на время. Причем тщательно и качественно.

А потом – прервать контакт. Далее - возможны варианты.

Для того, чтобы учинить несправедливость – ровно наоборот.

Нужно человека в упор не видеть и не чувствовать.

А просто исходить из своих собственных целей. И руководствуясь ими  просто  навесить на него ярлык. Который объяснит, почему с этим человеком можно и нужно поступать "по усмотрению".

А потом – ударить по ярлыку. А попасть - в человека.

Этим приемом блестяще владел, например, В.И.Ленин.

Сначала применил название "кулаки". И тысячи живых людей со своей верой, землей, семьями, судьбами мановением языка вождя мирового пролетариата превратились в абстрактный образ.

А потом была поставлена конкретная и очень практичная задача – «уничтожить кулачество как класс». Так свершилась пролетарская целесообразность…

Собственно, несправедливость – всегда следствие действий или бездействия того, кто заведомо сильнее вас. Либо по определению, либо по ситуации. Несправедливым может быть только тот, от которого вы чего-то ждете. И реально, вполне определенно зависите. То есть – представители власти, начальство, партнеры по бизнесу, супруги, преподаватели и т.п.

Если вы считаете, что с вами поступили несправедливо – значит, сила на другой стороне. И вы сами ее туда делегировали - вольно или невольно.

А на вашей стороне – ваша слабость. Как же она ощущается? И как мыслится?

Всегда очень жестко. В категориях серьезного ущерба.

Либо – не дали то, что положено (обман, мошенничество).

Либо – лишили того, что у вас было. И было для вас важно (кража, грабеж).

Либо – вас изолировали, исключили (лишение свободы или права принадлежности).

Поэтому несправедливость всегда воспринимается как резкая и острая боль.

И вызывает мощнейшие эмоции – ярость, гнев, ненависть (последнее – когда несправедливость переходит из острой формы в хроническую).

Первое, что имеет смысл сделать, когда обнаруживается такого рода состояние (чувство серьезного ущерба + соответствующая эмоция) – спросить себя. Что больнее – ущерб как таковой или эмоция сама по себе?

Если окажется, что ущерб – скорее всего, налицо конфликт интересов. И это, по сути, единственный конфликт, который принципиально разрешим. Силой. Духа, убеждения, закона, должностной инструкции, иногда конкретно кулака. Вопрос в цене. Стоит ли ущерб усилий и ресурсов, затраченных на его возмещение. Решать вам. Если не стоит, но дело в принципе – см. следующий абзац.

Если же окажется, что эмоции по своей продолжительности и силе в разы, а то и на порядки превышают величину ущерба… Бывает ведь, что материально вы совсем не пострадали, а эмоций – на годы и гигаватты… Значит, вы имеете дело с конфликтами более высокого порядка – ценностей, идентичностей, понимания истины, моделей мира. Такие конфликты разрешить нельзя. Их можно только перерасти, построив новую модель мира, которая включает и «переваривает» ситуацию несправедливости. Превращая ее в золотой пинок или колбу для алхимического таинства.

И вы используете огнедышащие эмоции как горючее для трансформации. Получаете свой философский камень. Превращая руду нестерпимых страданий в золото нового видения. Нового формата взаимодействия со своим телом. А через него – с другими людьми и своими задачами.

Какова же последовательность шагов этой трансформации?

Сначала закаляем стенки нашей колбы. Приучаем тело не «рассыпаться» от испепеляющего переживания. Для этого есть много способов. Я предпочитаю сначала «распаковывать и перекодировать» ощущения, которые организм воспринимает как непереносимые. Потом переводить их в физическую опору. При этом приходит понимание – как говорить с телом на понятном ему языке. И физически сконтактировать с загадочной субстанцией, которую принято называть потенциалом личности.

Затем тщательно проясняем, какие структуры и функции важно приобрести для построения нового мира. Здесь прекрасно работают образы богинь, описанные выше.

Греческая Темис как модель зрячей, провИдящей чуткости и всеобщей связи.

И римская Юстиция как способность выстраивать значимые ситуации с сильной позиции. Собираем необходимое на уровне тела. И постепенно оно перестает шарахаться от собственного потенциала. И начинает в него потихоньку «врастать».

Кажется с демоном несправедливости мы уже немножко познакомились. И разобрались. Можно отпускать.


usupova small

Ирина Чеглова - врач, исследователь, психотерапевт, кандидат медицинских наук