Время зрелости

Инна Силенок

uchitel1

Начинается новая неделя. По-настоящему осенняя – мы подходим к календарной середине этого удивительного времени года. Времени подводить итоги, собирать плоды, готовиться к зиме и её холодам. Не только погодным. Всё недолговременное будет отмирать, чтобы вновь родиться весной, а многолетнее замрёт в анабиозе и будет с философским, немного печальным принятием наблюдать за уходом временного и стойкостью непреходящего.

Ещё один год приближается к своему завершению. Второй год пандемии. Ну как же теперь без неё? Отпечаток болезни, страха, горя, но также и нового мышления, сплочённости, ответственности и актуализации гражданской и общечеловеческой позиции заметен невооруженным глазом. Год труда и он-лайна. Мы научились делать меньше перемещений в пространстве, освоили виртуальные формы общения, обучения, работы. То, что раньше происходило эпизодически, теперь стало повседневной нормой жизни.

Границы стёрлись. Нам так нужны поддержка и опоры, что мы научились получать их со всех уголков земного шара. Когда нам трудно, актуализируются подлинные нематериальные ценности. Теперь мы желаем друг другу крепкого здоровья, и это не по привычке. Это главное. Мы осознали это в полной мере. Снова врач и учитель стали главными профессиями, оттеснив менеджера, юриста, финансиста и управленца на задний план. Без них тоже никуда. Но это для мирной жизни. А врач и учитель – для того, чтобы эта жизнь была в принципе. Нам нужно постоянно лечиться самим и лечить наших близких, нам нужно учить наших детей. Будущее перестало быть прогнозируемым. Сколько продлится пандемия? Как выживать в этих условиях? Оказывается теперь количество денег у тебя не гарантирует жизнь и здоровье. Не гарантирует даже благополучие. А что гарантирует?

Еще две профессии актуализировались в прошлом году и еще ярче обозначились в нынешнем. И уже очевидно, что именно они наравне с врачами и учителями перейдут как самые значимые в грядущее. Догадались? – Айтишник и психолог. – Те, кто призван в современных реалиях наладить коммуникации. Обеспечить возможность общения, качественного взаимодействия. Профессии будущего, как теперь принято говорить. Нам необходимо научиться договариваться и объединяться в борьбе с болезнью и для плодотворного труда на благо человечества. Этому должны научить учителя. Выжить и быть максимально здоровыми – в этом помогут врачи. Быть в том психоэмоциональном состоянии, при котором коммуникация возможна и успешна – это на откуп психологам. Связаться с единомышленниками, найдя их, как далеко бы они не находились – это за айтишниками.

Конечно, роль пищевой и легкой промышленности, и вообще всех производственных специальностей никто не отменял. И регулировать взаимодействие отраслей и предприятий будут по-прежнему управленцы, экономисты, юристы и менеджеры. Но это  - если главная четверка профессионалов справится. Потому что надо выжить, понимать, что по-настоящему главное, выйти из постковидной депрессии и быть всегда на связи. Теперь это наш образ жизни.

А неделя начинается с Международного Дня врача в понедельник и продолжается во вторник Всемирным Днем учителя. Два таких важных праздника для каждой семьи, для каждого человека. У каждого из нас, если нам 7 и больше лет в жизни уже есть и врач (даже если мы боимся человека в белом халате), и учитель, даже если он призывает к дисциплине, излишне, как нам кажется, строг, и не даёт расслабиться и делать то, что хочется. Два главных профессиональных праздника открывают неделю психического здоровья – именно этим праздником – Днём психического здоровья завершится в этом гому рабочая неделя с понедельника по воскресенье.

Именно в новых наших реалиях мы замечаем как выстроились в октябре эти знаменательные даты. Именно сейчас время дало нам шанс понять, как нужно думать и жить, чтобы выжить, вырастить детей и внуков, научив их самому главному. Именно сейчас стало снова очевидным, что учитель – это не тот, кто оказывает образовательные услуги, а тот, кто воспитывает и вкладывает душу, любит детей и свой предмет, остается на всю жизнь в памяти как критерий правильности поступков, этических и эстетических норм, качества жизни. Учитель с большой буквы. Эталон, на который мы равняемся и наши дети будут равняться. Почетно и ответственно. Обязывает работать над собой. Вынуждает перестать жить своей жизнью и начать жить своими учениками, их радостями и горестями, промахами и достижениями, вспомнить, что такое счастье для педагога.

vrachi

Врачи сегодня не только самые востребованные, незащищенные, возведенные на пьедестал и при этом несущие тяжеленный крест. Они - люди, у которых тоже заболевают и умирают близкие. Они родители, у которых дети не хотят учиться и хотят внимания родителей. А родители спасают мир. Спасают людей, рискуя своей  жизнью, которая за эти тяжелейшие полтора года как-то незаметно обесценилась, как-то ушла на задний план. Врачи оказались вместе со своими пациентами в равных условиях выживания, лечения, жизнеобеспечения и в неравных в плане безопасности. Врачи и другие медработники всегда были под ударом: опасность заразиться во время операций, да и не только, пребывание на передовой, работая на скорой, в условиях ЧС да и в обычной участковой поликлинике.

Постепенно привыкаешь к опасности, к невозможности спасти или вылечить, к упрекам близких умершего, к бюрократическим препонам и проволочкам, - это составляющие работы того, кто, спасая жизни, так же как и все под Богом ходит. Делает всё, что может и должен, не зная, суждено ли выжить пациенту. Ведь это всё же Божий промысел. И колоссальная ответственность. Ты просто инструмент. Но живой инструмент Господней воли. И ты себе не принадлежишь. Не принадлежишь так же как и Учитель. Но твои ошибки заметны намного быстрее. И расплата происходит сразу же.

Эзотерики много говорят о том, что чем выше уровень духовного развития человека, тем быстрее приходит плата за ошибки. И получается, что миссия врача спасать жизни человеческие под силу только тем, кто достиг высокого уровня духовности. И наше нелегкое время актуализировало вопросы духовности. Хотя задуматься о них у врачей появляется время, только заболев. Остановившись. Оказавшись наедине с болью перед Богом, в ситуации выбора: продолжать, выздоровев, рискуя жизнью, или найти попроще вотчину. И это вопрос тонкий и неоднозначный. Это про Шапку Мономаха, гордыню, миссию, честность по отношению к себе самому, ответственность за свою семью и детей, осознавание и любовь. И здесь уже никак без психолога, священника, психотерапевта. Иногда всех троих. Это как сито с несколькими размерами отверстий. Куда попадешь? Кто и как делает это выбор?

А жизнь продолжается. Профессиональные праздники врачам и учителям отмечать в этом году некогда. Зато есть повод у всех остальных задуматься и поблагодарить. Хотя бы мысленно. Уже доказано, что энергия благодарности оздоравливает клетку, а значит помогает врачам лечить, а Учителям воспитывать примером.


demishonkova small

Инна Силенок - главный редактор, психолог, президент МОО РПП, член Союза писателей России, психотерапевт Европейского и Всемирного реестров, Мастер-тренер НЛП, эриксонианский гипнотерапевт, г. Краснодар