Зависимость от независимости

Анна Михалева

kontrzavisimost

Каждый из нас нуждается в здоровой зависимости и привязанности. Но у многих людей этот баланс, к сожалению, нарушен, а проявляется он в виде созависимости и другой ее полярности – контрзависимости.

Контрзависимый человек – человек, зависимый от своей независимости.

Если же у созависимых людей фиксация всегда вовне: стремление к полному слиянию, отказ от собственных желаний, потребностей, растворение в близком человеке, то у контрзависимых все наоборот: поверхностные отношения, страх быть поглощенным, максимальная закрытость и нежелание идти на более глубокий и доверительный контакт.

В обоих случаях это является следствием нарушения привязанности. Т.е. созависимый пытается решить проблему незавершенности личной автономии благодаря сверх-близости, а контрзависимый – путем дистанцирования.

Считается, что формирование контрзависимого расстройства личности происходит в процессе детско-родительских отношений.

Один из вариантов: ребенок рос в семье, где отсутствовала эмоциональная близость, безопасная привязанность, демонстрировались взаимная отчужденность, отстраненность, холодность, недостаток внимания и дефицит любви. Значим также и контакт с материнской фигурой. Замечала ли мать потребности ребенка, удовлетворяла их в полной мере? Не обесценивала ли достижения? Не нарушались ли границы (гиперопека, тотальный контроль = несвобода, давление; физические наказания и др.)?

Либо другой вариант: кто-то из значимых взрослых предал, отвергнул или показал, что если сблизиться, то кто-то непременно навредит тебе, причинит боль. Это, несомненно, отражается на стиле мышления и влияет на взаимодействие с окружающими людьми в будущем.

Поэтому человек и выбирает контрзависимость как способ адаптации, ведь когда-то он считался для него лучшим из возможных. Так, уже во взрослом возрасте психика воспроизводит детский опыт отношений.

Для контрзависимой личности любые эмоциональные проявления являются признаком уязвимости. Из-за страха быть поглощенным, потерять собственную идентичность и испытать боль, человек отказывается от своих эмоций, подавляет их и прибегает к стратегиям убегания или агрессии.

Основные установки контрзависимости: «любить, доверять, привязываться, показывать свои чувства – опасно», «я все сделаю сам», «полагаться можно только на себя», «я обойдусь без помощи других», «мне никто не нужен» и пр.

Для таких людей контрзависимость – хорошая защита от нестабильности и неопределенности, а в попытке получить контроль над происходящим возникает некая иллюзия стабильности мира. Внешне они выглядят самодостаточными, успешными, демонстрируя миру и окружающим свою независимость, в общении держат дистанцию и стремятся быть безупречными. Любая критика воспринимается болезненно, любой намек на сближение идентифицируется как опасность, из этого же следует и непринятие помощи.

Полная атрофия чувств часто приводит к депрессии. Внутри контрзависимого человека живут тревога и напряжение, в теле это проявляется в виде различных мышечных зажимов, помимо этого, возможно развитие психосоматических болезней. Заменой или суррогатом неполученных теплых отношений могут выступать различные формы зависимости (например, предпочитая близости с человеком близость с веществом – алкоголем или наркотиками).

Для коррекции и лечения контрзависимого мышления необходима длительная работа со специалистом. В рамках психотерапии человек сможет установить с психологом близкий, но при этом безопасный контакт, наладить баланс между привязанностью и автономностью и получить новый опыт поддерживающих, бережных, доверительных отношений, который он сможет применять в дальнейшей жизни.


petrenko small

Анна Михалева - журналист, юрист, специалист-аддиктолог, автор книги "Навстречу свету маяка", г. Пермь