Кто и зачем хотел, хочет и будет хотеть «изменить мир»
В прошлой статье мы изучали пользу от создания воображаемых миров, а в нынешней разберёмся с вредом, который приносит навязчивое желание изменить мир реальный. Казалось бы, цель вполне адекватная, а то и благородная (если мир хотят изменить в сторону всеобщего развития и процветания), но мы определённо знаем, куда вымощен путь благими намерениями.
Сразу же уточню, что речь пойдёт о ситуациях, когда человеку хочется изменить не что-либо конкретное, а представляется, будто бы вся его жизнь протекает не так либо весь мир (страна, город) устроен неправильно, несправедливо.
Начнём с того, что принципиально различных миров (т.е. мировосприятия) существует всего три – по числу стратегий выживания(бей, беги, прячься) . Подробнее об этом я писал в статье Жить на 3 мира. Следовательно, желание «изменить мир» – это всегда желание изменить собственную текущую стратегию выживания на комфортную, родную, базовую.
Чтобы выяснить, кому это нужно, пойдём от обратного – определим, каким людям комфортно в любой из трёх стратегий выживания, т.е. кто способен успешно существовать в любом из трёх миров без ущерба самочувствию, настроению и качеству жизни. Это люди, успешно прошедшие определённые этапы психологической зрелости.
Иными словами, «изменить мир» пытаются психологически незрелые люди, застрявшие в дискомфортной для них стратегии выживания. И здесь возникает вопрос, почему же они пытаются поменять целый мир, а не самих себя. Второе же явно легче! Увы, идея о том, что причина проблемы внутри человека, а не в окружающих его людях и обстоятельствах до сих пор не слишком-то популярна из-за низкой психологической грамотности.
И вот идут они путями наибольшего сопротивления – пытаются изменить окружающих и обстоятельства жизни так, чтобы они соответствовали их излюбленной стратегии выживания. Фактически они начинают (с переменным успехом) переделывать близких, родных, коллег под свой мир, которым тем, с вероятностью двух шансов из трёх, чужд. Тут и кроется вред. Приведём примеры для каждой стратегии выживания:
Прячься – Назад, в утробу! – метафорически, программа максимум в таком случае «родиться обратно», вернутся во времена, когда находились внутри матери, и стратегия выживания была лишь одна. В блаженный сон погрузить окружающих постарается человек, преследуя эту цель. «Усыпить» тоном голоса, вкусной обильной пищей, полумраком, тишиной и т.д.
Беги – Я не сплю, и никто спать не будет! – раскрутить на эмоции, на «движуху», на приключения. «Разбудить» тех, кто прячется и растормошить, сбить с толку тех, кто бьёт, сражается.
Бей – Сомкнуть ряды, в атаку! – заставить окружающих чувствовать себя в постоянной опасности, быть начеку, в борьбе. Скажем, руководитель может держать подчинённых в железных рамках правил, под страхом увольнения (т.е. символической смерти) за любую провинность.
Особенно тяжелы ситуации, когда человек живет в социуме, в котором преобладает неосвоенная ему стратегия выживания. Если у него нет подходящего метода, чтобы психологически дозреть, например, с помощью Стихосталкинга, то он может чувствовать себя в таком положении изгоем, чужим и т.п. Поэтому, весьма актуальной будет профориентация, основанная на ведущей стратегии выживания. К примеру, курьерско-командировочная должность, скорее всего, не подойдёт тем, у кого не освоена стратегия беги, но, с другой стороны может поспособствовать её освоению.
Предварительный вывод из всего вышесказанного: сначала стоит достичь психологической зрелости, а уже потом, если останется желание, что-то менять в мире.
В следующей статье мы подробнее поговорим о балансе стратегий выживания как внутри конкретного человека, так и в сообществах вплоть до человечества в целом.
Олег Колмычок - психолог, писатель, поэт из Краснодара. Автор четырёх книг и сотен статей